Необычные крэш-тесты

Многие считают, что автомобиль современного времени является детищем компьютерных программ. В виртуальном мире его проектируют, испытывают и доводят. Это действительно так, но встречаются параметры, не поддающиеся искусственному интеллекту. Это касается крэш-тестов, особенно нестандартных видов. К ним прибегают множество авторитетных производителей, способных показать совершенство своих автомобилей.

По статистике лобовое столкновение считается наиболее тяжелой аварией. Известные испытания, проводимые по методике EutoNCAP и NHTSA, не могут дать полноценной оценки безопасности транспорта. Ведь нет вероятности, что кузов примет удар именно на скорости 64 км/ч. То же самое обстоит и с малолитражкой, врезающейся в кабину тягача. Ответы дают фронтальные удары, признанные моделировать различные ситуации. Например, каждый конвейерный экземпляр от «Мерседес-Бенц» проходит не меньше 28 крэш-тестов.

Итак, вниманию предлагается несколько из заводских экспериментов. Машина влетает в недеформируемое препятствие под углом 30 градусов на скорости не менее 50 км/ч. Задачи посложнее представлены в виде бетонного короба, об который разбивается автомобиль с прямолинейным движением. Следует отметить, что здесь перекрытие равняется 50%.

Крэш-тест

Фото: пользователь davidharding / Flickr

Для проверки авто по всем параметрам его направляют в несминаемый куб с 20%-ым перекрытием на скорости до 60 км/ч. Как производители не стараются сделать методики, приближенные к реальности, все же они лишь имитируют реальные ситуации. В связи с этим многие фирмы прибегают к разбиванию тестовых образцов между собой.

Для первых подобных экспериментов взяли два автомобиля одинаковой массы, сближающихся друг к другу со скоростью в 55 км/ч. Процесс рассчитан так, что автомобили сталкиваются капотами со смещением до 50%. В настоящее время такие «состязания» проводятся между различными классами, различающимся по габаритам. Так, шведская «Вольво» не раз сводила седан S40 с тяжелым внедорожником XC90. Это касается и компании «Рено», в свое время столкнувшей компактный «Клио» с мини-вэном «Сценик». Схожие дуэли устраивают фирмы, специализирующиеся на производстве квадрациклов. Этому служит пример французской организации «JDM», испытавшей «Альбицию» в неравном поединке с «Рено-Твинго».

Следующей тенденцией на пути к достижению безоговорочной безопасности является столкновение легковушки с грузовиком. Лобовой удар происходит с 50%-ым перекрытием на скорости 56 км/ч. В такой реальной аварии обычная машина подныривает под днище высокого тягача, который вдавливается на нее, не оставляя при этом ни единого пассажира в живых. Именно по исходам данных тестов на все большегрузные грузовики с 2003 года под передний бампер стали устанавливать противоподкатную балку FUPS.

Крэш-тест Ford

Фото: пользователь digitizedchaos / Flickr

Кстати, к нестандартным методикам прибегают не только именитые компании-производители, но и автомобильные издания. Так, в 2004 году представители одного известного российского журнала разбили «ВАЗ-2110» с прицепом на крыше – правда, как оказалось, у его экипажа шансов выжить не было.

Безопасность средств передвижения испытывают не только во «фронт», но и в «бок». Такие тесты проводят в лабораторном центре «Вольво» в Гетеборге. В рамках эксперимента был проведен научный тест, подразумевающий капотное столкновение тяжелого «ХС-90» в профильную часть модели «С70». Первый двигался со скоростью в 50 км/ч, а второй с 25 км/ч. Исходя из показаний датчиков, манекены обоих автомобилей остались целы и невредимы. Подобный успех считается лучшей наградой за проделанную кропотливую работу.

Шведский полигон содержит в себе немало интересного. Так, он оснащен поворачивающейся разгонной катапультой, позволяющей сталкивать «подопытных» под углом до 90 градусов. Таким образом, она имитирует любую дорожную коллизию. На сертифицированных методиках специальная телега бьет едущий экземпляр строго в середину, а на заводских экспериментах отрабатывают жесткие удары в задние и передние крылья с дверьми.

Целью разработки дополнительных крэш-тестов является проверка безопасности автомобиля и выявление возможных огрехов в его конструкции. Квалифицированные инженеры тщательно анализируют скоростные видеокамеры, отщелкивающие до трех тысяч кадров в секунду. Также идет контроль над состоянием искореженных деталей и изучение характера повреждений для внесения необходимых изменений в структуру кузова.